avangard-pressa.ru

Раздел V. Обобщение и анализ результатов исследования - Педагогика

К завершающей стадии исследовательской работы относятся истолкование, апробация, литературное оформление результатов исследования, их систематизация и итоговая интерпретация.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам и логической схеме исследования. Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке – толкование, раскрытие смысла, разъяснение, в искусстве – творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария. Интерпретация должна служить раскрытию сущности исследуемого процесса или объект. В ее основе лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции. Например, факт резкого снижения учебной успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в основную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к многопредметному обучению. Процедура интерпретации, однако, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. В случае с выпускниками начальной школы требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащихся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материалом вследствие несформированности основных познавательных умений.

В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление смысла, значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.

Особую трудность представляет интерпретация результатов, не соответствующих ожиданиям. В этом случае возникает необходимость их перепроверки или пересмотра гипотезы. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов ожидаемыми, так как это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазн пойти по привычному пути.

В большинстве эмпирических или опытных наук, где новые знания получают за счет взаимодействия с объектом исследования, закономерности имеют статистический, вероятностный характер. Из этого следует, что относительно отдельного человека предсказываемое событие может произойти, а может и не произойти.

При проведении научных исследований возможно получение не только фактов, но и артефактов (как бы фактов). Среди наиболее известных артефактов можно назвать следующие:

1. Эффект Хоторна заключается в том, что одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что они ведут себя именно так, как ожидает от них экспериментатор.

2. Частным случаем эффекта Хоторна является эффект плацебо. Он основан на внушении, оказываемом экспериментатором преднамеренно или невольно. Если испытуемые убеждены в эффективности предлагаемого им лекарственного препарата, у них можно наблюдать желаемые эффекты, хотя на самом деле этот препарат никакого действия не оказывает.

3. Эффект аудитории. Присутствие публики, пусть даже пассивной, само по себе влияет на выполнение поставленной перед испытуемым задачи.

4. Эффект Пигмалиона, или Розенталя. Случаи, когда экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-либо гипотезы или верности какого-либо положения, непроизвольно действует так, что они получают фактическое подтверждение.

5. Эффект первого впечатления заключается в том, что первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. При оценке характера или других психологических особенностей человека наибольшее значение придается первому впечатлению о нем. Все последующие сведения о нем, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.

Необходимый этап созревания работы – ее апробация. Слово «апробация» латинского происхождения и дословно означает «одобре­ние, утверждение, установление качеств» (не путать с опробированием, т. е. проверкой на практике). В современном понимании это установление истинности, компетент­ная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы. Апробация включает осмысление и учет возникающих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Она стимулирует доработку, более глубокое и аргументированное обоснование или пересмотр ряда положений исследования и способов доказательства. Апробация помогает либо утвердиться в признании истинности гипотез, либо скорректировать или пересмотреть их.

Надежная апробация исследования – одно из условий его корректности, тщательности, истинности ре­зультатов, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, переко­сов, преодолеть личные пристрастия исследователей, вовремя скорректировать и ис­править допущенные промахи и недочеты.

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дис­куссии, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации). В роли ценителей, судей, критиков, оппонентов выступают отдельные компетентные в области исследования ученые и практики, а также научные и педагогические кол­лективы и аудитории.

Немаловажную роль играет неофициальная апробация: беседы, споры со специалистами и коллегами.

Естественно, что для апробации должен быть представлен хотя бы в первом варианте оформленный текст доклада, отчета, сообщения, проекта диссертации.

Положительные отзывы, если они не носят комплиментарного характера, при­носят исследователю удовлетворение, придают уверенность, помогают раскрыть перспективы даль­нейших поисков. Менее приятны, но не менее полезны критические замечания, сове­ты и предложения. Очень важен глубокий анализ возникших вопросов.

Есть основания утверждать, что полезны, в конечном счете, любые возникшие в процессе представления работы вопросы. Все связано с тем, как они воспринимаются и используются. Среди вопросов можно выделить уточняющие, связанные с не­пониманием, неполным или неверным пониманием изложенного. Они побуждают к уточнению, поиску более четких формулировок, доработке стиля, т. е. помогают сделать изложение более конкретным и убедительным. Дополняющие вопросы представляют запрос на дополнительную информацию об источниках и перспективах развития, фактах, причинах, следствиях и т. д. Они побуждают исследователя ввести в оборот новые факты, дать дополнительные оценки и прогнозы. Такие вопросы расширяют диапазон оценок и подходов.

Ведущую роль в оформлении результатов поиска играет литературное оформление результатов исследования и подготовка публикаций.

Педагог-исследователь или исследовательский коллектив должны стремиться к тому, чтобы быть одновременно и популяризаторами своих идей и методов. Ведь иначе ценнейший опыт, интереснейшие находки, оригинальные идеи, методики и приемы могут остаться неизвестными, невостребованными, а затем и уйти вместе с их создателями. Так, к сожалению, нередко и получается. И тот счастливый факт, что С. Г. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, В. Ф. Шаталов, В. А. Караковский не только провели новаторский поиск, но и сумели глубоко, доступно и увлекательно о нем рассказать, немало способствовал заметному влиянию их идей и методов на широкую практику обучения и воспитания.

Заключительный этап исследовательского процесса связан с литературным оформлением текста. Он начинается тогда, когда исследование или его относительно самостоятельная часть завершены, решены поставленные задачи, проверена гипотеза, продуманы, опробованы и апробированы рекомендации. Однако литературное оформление нельзя представлять себе только как изложение готового труда. На деле все гораздо сложнее. Оформление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и белых пятен, оно стимулирует отработку, уточнение, убедительное раскрытие всех положений исследования.

В ходе изложения мысль, как известно, не только формулируется, но и во многом шлифуется, оттачивается. Поэтому литературное оформление составляет важную часть самого исследования. Автору необходимо найти, а затем точно и доступно передать основные идеи, методы, выводы и рекомендации.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разделить на содер­жательные (о чем следует рассказывать) и методические (как лучше это сделать).

Основные требования к содержанию излагаемого:

1. Концептуальная направленность, которая определяется системой исходных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности.

Идеи могут быть разные. Они могут быть результатом интеграции разных или даже противоположных подходов, если осознаны роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения.

2. Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не оставаться на поверхности явлений, не ограничиваться констатацией, а приходить к выяснению причин, факторов и перспектив развития. Так, за ростом преступности, отчужденности молодежи от социальных ценностей можно обнаружить острейший конфликт личного и социально общественного, издержки односторонней ориентации на коллектив или на собственную индивидуальность, недоучет потребностей подростков в самоопределении и общественном признании; за нежеланием части подростков продолжать обучение – игнорирование особенностей возраста, специфических интересов и устремлений, перегрузка учебной работой.

3. Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. Так, подростковый клуб может рассматриваться как поле развития способностей, как фактор социализации, как инструмент профилактики правонарушений и т. д. В одном исследовании может быть, а чаще и должно быть несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться.

4. Определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов предполагает их использование в одном значении, стремление к определенности каждого понятия и к однозначности обозначающего это понятие термина.

Данное требование, однако, не является абсолютным, так как в педагогике многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна.

Полисемия (многозначность) вообще присуща русскому языку, что имеет для научного изложения как положительные (увеличиваются выразительные возможности языка), так и отрицательные последствия (неопределенность и многозначность терминов). Под воспитанием, например, полезно понимать, именно социальное формирование личности, а не специальную воспитательную работу, понятие «социальный педагог» включает не школьного классного руководителя и не руководителя кружка, а воспитателя, работающего в специфических условиях открытой социальной среды.

Мера в сочетании однозначности и вариативности во многом определяется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых исследователь настаивает, которые в его представлениях однозначно верны, и положений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и условий воспитательной среды, ситуации развития и воспитания

5. Четкое выделение нового, найденного в исследовательском поиске, и авторской позиции – это не обязательно новые идеи и подходы. Это могут быть формы или организационные структуры, способы адаптации уже найденных подходов к специфическим условиям или модернизированные методики. Если же поиск не привел к позитивным результатам, нужно выявить причины этого, проанализировать ошибки.

Есть два способа выделения авторского начала, авторской позиции, собственных подходов и положений: либо добросовестно дать ссылки на источники (отсутствие ссылок свидетельствует о том, что приводимые факты, данные, оценки принадлежат автору), либо указать источники суммарно, в общем списке (но тогда всякий раз выделяются авторские мысли: «как нам представляется», «мы считаем», «как удалось установить» и т. п.).

6. Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным задано в педагогике изначально. Это определяется пониманием сущности как единства процессов социализации и индивидуализации.

Школа должна рассматриваться в связи с особенностями микрорайона, в связи с семьей, предприятием, правоохранительными органами и т. д. То же можно сказать о подростковом клубе, семье, микрорайонных объединениях подростков и молодежи и любых других образовательных объектах. Обязателен и другой ракурс: как происходит становление личности, ее индивидуальных черт, как на нее влияет среда и как личность становится субъектом образовательного процесса.

7. Конструктивность рекомендаций. Критика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проекты, советы и рекомендации, позволяющие преобразовывать, обновлять существующие институты, связи, отношения.

Помимо требований к содержательной стороне изложения необходимо уделить внимание логике и методике изложения.

Литературная запись подчиняется иным, нежели само исследование, законам и обладает собственной логикой, вытекающей, однако, из содержания и логики исследования, но не воспроизводящей, не копирующей ее. Когда исследователь начинает писать заключительное «сочинение», он уже знает результат, и этот результат, так или иначе, определяет способ изложения материала. Поэтому литературная запись отличается от исследования по своей форме.

Лучше начинать ее с теоретических исходных положений, чтобы не описывать ход исследования, а воспроизвести историю развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов. Затем следует раскрыть наиболее рациональные и перспективные способы и формы воплощения идеи, найденные в собственном поиске.

И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы:

1. Научный отчет – это официальная форма подведения результатов работы. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Стиль изложения – деловой, строгий. Научный отчет содержит следующие разделы:

- характеристику авторского коллектива;

- обоснование актуальности темы и проблемы;

- задачи исследования;

- аналитический обзор литературы;

- анализ существующей практики;

- теоретическое обоснование работы;

- методику исследования, его основные этапы и их содержание;

- характеристику полученных результатов;

- выводы и рекомендации;

- библиографию использованных работ и публикаций по теме исследования;

- приложения.

2. Доклад или сообщение предназначены для зачитывания вслух аннотации исследования и выводов. Отсюда – живой разговорный стиль изложения.

3. Статья обычно содержит обоснование темы, задачи исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы и предложения.

4. Методические рекомендации представляют собой краткое изложение современных научных данных и более развернутое изложение практических рекомендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур. Методические рекомендации призваны помочь в практическом использовании определенных методик и технологий.

Любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит 6 разделов:

1) введение;

2) теоретическое обоснование;

3) описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта, анализ и выводы;

4) заключение;

5) библиографию;

6) приложение (справочный материал, таблицы, схемы, диаграммы, графики и т. п.).