avangard-pressa.ru

Раздел программы: «ОФП легкоатлета» - Культура

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2

С.В.Федотовская

Физические качества

Легкоатлета

Учебно-методическое пособие для студентов, освобожденных от практических занятий,

По подготовке к устному зачету по предмету

«Физическая культура»

Санкт-Петербург

2015г

УТВЕРЖДАЮ Рассмотрено на заседании

Зам. Директора по УР ПЦК образовательных дисциплин

___________И.Г. Максимова Протокол №___от______2015

Председатель ЦМК__________

Болдырева Л.А.

СОГЛАСОВАНО

Методист

________________О.А. Дятковская

Федотовская С.В. 2015г

Вопросы для тестирования студентов

Раздел программы: «ОФП легкоатлета»

1.Что принято понимать под физическими качествами , какие виды физических качеств существуют?

2. Для чего используется специальная физическая подготовка и что входит в специальную физическую подготовку?

3. Какие существуют общие виды упражнений для бегунов и для метателей?

4. Какие существую общие виды упражнений для прыгунов в высоту и в длину?

5. Что такое выносливость и как она помогает в повседневной жизни?

6. Какие системы берут на себя основную нагрузку при развитии выносливости ?

7. Что понимается под общей выносливостью, а что характеризует специальную выносливость?

8. Какие существуют отличия скоростной выносливости от силовой?

9. Какое оздоровительное значение имеет развитие всех видов выносливости?

10. В какой момент происходит более высокий прирост силовой выносливости?

11. Какие существуют задачи воспитания выносливости?

12. Какие существуют средства для развития выносливости, и что относится к основным средствам выносливости?

13. Какие тесты контролируют развитие выносливости?

14. Что такое гибкость и что является ее измерителем?

15. В какую часть занятия легкоатлета необходимо включать упражнения на гибкость?

16. Как влияют на состояние организма регулярные тренировки на гибкость?

17. Чем отличается активная гибкость от пассивной?

18. Какие существуют отличия динамической гибкости от статической?

19. Какие существуют задачи воспитания гибкости?

20. Какие существуют формы воспитания гибкости?

21. От какой степени, способа зависит проявление гибкости?

22. Какие существуют методы развития гибкости?

23. Какие существуют средства развития гибкости?

24. Что является главным фактором, обусловливающим подвижность суставов?

25. Каким образом внешние условия влияют на гибкость?

26. В каком возрасте наиболее интенсивно развивается гибкость?

27.Что такое сила?

28.Что понимается под силовыми способностями?

29. Какие физические упражнения является средствами для развития силы?

30. Какие упражнения рекомендуют для прироста показателей силы?

31. Что такое абсолютная сила, а что такое относительная сила?

32. В каких условиях более активно проявляется взрывная сила?

33. Чем общая силовая подготовка отличается от специальной силовой подготовки?

34.Что такое ловкость и какими способностями человек выражает развитие этого качества?

35. Какие существуют средства развития ловкости?

36. Как осуществляется контроль за развитием ловкости?

37.Что такое быстрота и какими факторами она определяется?

38. Чем характеризуется общая быстрота, а чем специальная?

39. Какие существуют средства для развития быстроты?

40. Как осуществляется контроль за развитием быстроты?

Физические качества – это врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относятся – сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Все эти качества в той или иной степени необходимы в легкой атлетике для достижения высоких результатов.

Специальная физическая подготовка используется для целенаправленного развития физических качеств, которые определяют подготовленность спортсменов в избранном виде легкой атлетики. Физические качества (выносливость, быстрота, сила, ловкость и гибкость) развиваются в тесной взаимосвязи. Специальные упражнения для бегунов (бег с высоким поднимаем бедра, семенящий бег, движения руками - как при беге, беговые движения ногами, лежа на спине и «стоя на лопатках», прыжковый бег, прыжки на одной и двух ногах упражнения с отягощениями и др.). Специальные упражнения для прыгуна в высоту с разбега (выпрыгивания, полуприседания с отягощением, выпрыгивания с гирей, наклоны назад с поворотом влево и вправо, спрыгивания и запрыгивание на возвышение в 40-60 см, прыжки через препятствия 5-6 штук, подпрыгивание на двух ногах в песке и др.). Специальные упражнения прыгуна в длину (подпрыгивание на двух ногах, многократные прыжки с одной ноги на другую, многократные прыжки на двух ногах через препятствия, выпрыгивания из глубокого приседа и полуприседа, выпрыгивания вверх из положения стоя на одной ноге на гимнастической скамейке, мах согнутой ногой из положения стоя и др.). Специальные упражнения для метателя (жим штанги двумя руками ,правая нога впереди, жим штанги из положения штанги на плечах, поднимание штанги к груди, полуприседания с быстрым вставанием, броски мяча двумя руками снизу вперед, броски мяча двумя руками назад через голову, комплекс упражнений с гимнастической палкой на верхний плечевой пояс и др.) В специально физическую подготовку входит развитие специальных качеств как скоростно-силовые качества, специальная выносливость, специальная сила.

Выносливость

Выносливость-способность человека к длительному выполнению какого-либо вида деятельности без снижения его эффективности, иначе говоря, способность противостоять утомлению. В повседневной жизни хорошая выносливость помогает повысить работоспособность, избавиться от отдышки, легче преодолевать каждодневные нагрузки, повысить уровень обмена веществ. Основную нагрузку при развитии выносливости берет на себя ССС (сердечно-сосудистая система), а также система дыхания и работающие мышцы. Глубокое дыхание, являющееся неотъемлемой частью программы, обеспечивает мышцы кислородом, что повышает выносливость и снимает мышечную напряженность.

Выносливость бывает общей, специальной, скоростной и силовой.

Общая выносливость характеризует способность человека к длительной динамичной работе при нагрузке на большие группы мышц (ходьба, бег, езда на велосипеде, передвижения на лыжах и др.). Это способность человека выполнять продолжительно работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к ССС и дыхательной системам или способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности.

Специальная выносливость- это способность противостоять утомлению в условиях специфической деятельности при мобилизации физиологических возможностей или же при определенной деятельности. Развивается при занятиях преимущественно одним видом мышечной деятельности, для достижения определенной задачи, например, научиться выполнять подтягивание на перекладине сериями по 10-15 раз за 3-4 подхода (силовая выносливость).

Скоростная выносливость- это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет особые требования к скоростным параметрам движений и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена ( выполнение упражнений на мышцы живота за время)

Силовая выносливость- это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. Например, выполнение приседаний на одной ноге, на двух ногах с дополнительным грузом на плечах, подтягивание в висе на перекладине с использованием отягощения (утяжеленный пояс). При наступлении утомления в работу вовлекаются дополнительные ресурсы организма, поэтому более высокий прирост силы происходит именно в это время.

Развитие всех видов выносливости имеет большое оздоровительное значение. Снижение показателей этого качества свидетельствует о негативных изменений в организме: -дисбалансе в работе органов дыхания и кровообращения,

-снижении уровня деятельности систем энергетического метаболизма

-ухудшении работоспособности,

-быстром наступлении утомления,

- появлении излишнего напряжения и т.д.

Поэтому состояние здоровья человека находится в прямой зависимости от объема двигательной активности, содержание которой должны в значительной мере составлять различные циклические движения ( например переменный бег, командный эстафетный бег, бег на время. на длинные дистанции и др.)

Основные задачи воспитания выносливости:

1) расширяя функциональные возможности организма легкоатлетов,

, создавать предпосылки для суммарного увеличения полезного объема тренировочной работы и содействовать развитию выносливости применительно к требованиям избранного вида легкой атлетики;

2) обеспечить воспитание у спортсменов выносливости к длительной непрерывной работе умеренной и большой интенсивности, связанной с активным функционированием ССС и дыхательной систем;

3) создать в процессе всех этапов многолетней подготовки предпосылки для перехода к повышенным тренировочным нагрузкам в избранном виде легкой атлетики.

Основные методы развития выносливости:

1) равномерный;

2) повторный;

3) интервальный

4) переменный;

5) игровой;

6) круговой;

7) соревновательный.

Основные средства развития выносливости.

К неспецифическим средствам развития общей выносливости в тренировке легкоатлетов относятся:

1. ходьба,

2. кроссовый бег,

3. общеразвивающие упражнения,

4. подвижные и спортивные игры,

5. упражнения из других видов спорта (плавание, лыжи).

Специфические средства для развития выносливости исходят от вида легкой атлетики, в котором специализируется спортсмен. В основном это специальные упражнения (беговые, прыжковые и т. д.).

Контроль за развитием выносливости.

Контроль осуществляется с помощью медико-биологических и педагогических тестов. Большое разнообразие методов контроля вызвано тем, что выносливость многофункциональна.

Медико-биологические тесты оценивают уровень развития различных функций организма, их предельные значения и экономичность.

Педагогическое тестирование необходимо для комплексной оценки выносливости. Все упражнения выполняются в условиях соревнований.

Г и б к о с т ь

Гибкость-это способность человека выполнять движения с большой амплитудой в суставах. Гибкость определяется главным образом эластическими свойствами мышц и связок, строением суставов, а также нервной регуляцией тонуса мышц. Термин «гибкость» используется, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Растягивание мышечных и соединительных тканей определяет уровень развития гибкости. Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата, обусловленная строением суставов, эластичностью связок и мышц, позволяет сравнительно легко выполнять различные упражнения. Легкая атлетика предъявляет специфические требования к гибкости, обусловленные биомеханической структурой основных соревновательных действий. Упражнения на гибкость необходимо включать в подготовительную часть занятий.

Регулярные тренировки на гибкость позволяют:

- увеличить эластичность мышц,

-обеспечить более легкие и свободные движения,

-улучшить координацию,

-увеличить подвижность суставов, диапазон движения в суставах,

-улучшить деятельность ССС,

-предотвратить такие повреждения, как растяжения мышц, сухожилий, связок

-существенно влиять на правильность осанки.

Гибкость имеетбольшое значение в жизнедеятельности человека. Так, высокий уровень развития гибкости позволяет:

при потере равновесия избежать падения,

-найти более удобный способ передвижения,

Хорошая гибкость свидетельствует о хорошем состоянии мускулатуры, связок и сухожилий. Снижение показателей гибкости является одним из признаков ухудшения.

физического состояния. Существенного прироста гибкости можно добиться лишь при систематических регулярных занятиях, выполняя серии специальных упражнений. При этом сложность должна постепенно и равномерно возрастать

Основные задачи воспитания гибкости:

а) повышение эластичности мышц;

б) улучшение координации движений;

в) обеспечение развития и совершенствования гибкости, применительно к требованиям избранного вида легкой атлетики;

г) сохранение высоких показателей на достигнутом оптимальном уровне

Выделяют активную и пассивную формы гибкости.

Активная гибкость проявляется активными (произвольными) движениями; Пассивнаяпассивными движениями, совершаемыми с помощью дополнительных воздействий ( партнера) или действий внешних сил.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая- в позах.

Специфическая направленность тренировки в различных видах спорта определяет необходимость разделения гибкости на общую и специальную:

. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.);

Специальная гибкость амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия. Деление гибкости на общую и специальную вызвано требованиями конкретного вида спорта и тем, что подвижность в суставах по своему характеру является специфичной.

Основные методы развития гибкости:

1. Повторный метод.

2. Игровой метод.

3. Соревновательный метод.

Основные средства развития гибкости. Основными средствами реализации задач по развитию гибкости являются общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения. Эти упражнения делятся на: активные, пассивные, комбинированные

Данные группы упражнений применяются как в динамическом, так и в статистическом режимах.

Активные упражнения подбирают из средств спортивной- гимнастики.

-наклоны вперед из исходного положения стоя,

-наклоны вперед из исходного положения сидя с прямыми ногами,

наклоны назад, в положении лежа на животе животе,

, махи ногой вперед, в сторону и назад,

выпады вперед, назад и в сторону,

шпагаты, сед в барьерном шаге

Специально-подготовительные упражнения подбирают из элементов легкоатлетических видов: Виды упражнений в легкой атлетике бег, прыжки, метания, многоборье и спортивная ходьба.

Контроль за развитием гибкости.

Мерой гибкости является максимальная амплитуда движений в суставах. Измеряется гибкость в градусах или в линейных единицах (см.). Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, -анатомический

. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставах:

по фронтальной оси: сгибание, разгибание,

по сагиттальной оси: отведение, приведение,

по вертикальной оси: супинация, пронация, вращение).

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц- антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия:

1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером),

2) температура воздуха (при 20.-30 ° гибкость выше, чем при 5-10 °),

3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки);

4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 ° или после 10 мин пребывания в сауне).

Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

Результаты немногих генетических исследований говорят: о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15—17 лет.

При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9—10 лет, а для активной 10—14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 5-7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

С и л а

«Силовые способности» - это комплекс различных проявлений двигательной деятельности, в основе которой лежит понятие «сила»

«Сила» - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать этому сопротивлению посредством напряжения мышц.

Силовые способности - это собственно силовые, скоростно-силовые, силовая выносливость и силовая ловкость.

«Собственно силовые способности» - проявляются в упражнениях, выполняемых в динамическом или статическом режимах работы мышц. Они, как правило, характеризуются широким диапазоном мышечных напряжений.

«Скоростно-силовые способности» - характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой частой и максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающих, как правило, предельных величин.

Воспитание силы в процессе занятий необходимо не только для преодоления внешнего сопротивления, но также и для придания ускорения массе тела и различных снарядов, например при передаче мяча, ударах и т.д.

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением, которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц.

1. упражнения с весом внешних предметов штанги с набором разного веса,

2. разборные гантели, гири,

3. набивные мячи,

4. вес партнера,

5. упражнения, отягощенные весом собственного веса-(подтягивания, отжимания )

Для прироста показателей силы и поддержании их на необходимом уровне в различные возрастные периоды, с целью оздоровления организма, рекомендуется следующие упражнения:

1. подтягивания из виса на количество раз или сериями по 5-10 раз и более с перерывами для отдыха,

2. отжимания в упоре лежа на повышенной опоре или в упоре лежа на полу также на количество раз или сериями по 20-30 и более раз, с интервалом для полного или частичного восстановления,

3. приседания с отягощениями (грифом от штанги, гирей, партнером на плечах),

4. приседания на одной ноге ,

5. поднимание верхней части туловища из положения лежа на спине, закрепив носки ног, на количество раз или сериями по 10-12 и более раз.

Для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Относительная сила – это сила проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса.

В некоторых легкоатлетических упражнениях сила в сочетании с быстротой определяет уровень спортивных достижений. Сила не только дополняет, но и в значительной степени определяет развитие качества быстроты. В таких видах легкой атлетики как спринт, барьеры, прыжки, метание и многоборье необходимо уметь проявлять силу в очень короткое время, т. е. сила, проявленная в таких движениях, называется взрывной, а сами движения- скоростно-силовыми. Взрывная сила более активно проявляется в условиях, когда сокращению мышц предшествует их механическое растягивание, при этом проявляется реактивная способность мышц. Отличительной особенностью взрывной силы является то, что сила, и скорость сокращений мышц проявляются одновременно при выполнении одноразового действия.